воскресенье, 25 октября 2009
Решил соригинальничать в очередном своем обзоре, и поделил его на несколько частей. А что? Как говорится, "не Триером единым..."
Пролог
После малозаметных "5 препятствий" и "Самого главного босса", а также принятого с прохладцей "Мандерлея" - продолжения суперуспешного "Догвилля" - Ларс фон Триер впал в глубокую депрессию. Результатом долгих часов, проведенных в кушетке психоаналитика, стал "Антихрист" - кино скандальное, неоднозначное и, в некотором роде, подводящее закономерный итог тому, о чем именитый датский кинорежиссер высказывался на протяжении последних пятнадцати лет своего творчества.
"Антихрист" - это история Его и Ее (которых играют Уиллем Дефо и Шарлотта Гейнсбур), перебирающихся после смерти сына в Эдем - красивое, но пугающее местечко в глухом лесу. Он - психоаналитик, который делает Ее своей пациенткой. Ни к чему хорошему такой расклад, естественно не приводит.
читать дальше
Глава первая. "Бред?"
Незаметно градус напряженного безумия картины возрастает: попытка рационального подхода к познанию внутреннего мира героини Шарлотты Гейнсбур закономерно оборачивается абсурдом.
Она бродит с ошалелым видом без штанов по лесу и, ведомая зовом природы, постоянно пытается стащить штаны и с Него. Он, в свою очередь, вяло сопротивляется и тоже бродит по лесу (а чем еще заниматься в Эдеме?), то и дело натыкаясь на странных зверушек, которые как будто пытаются сообщить Ему что-то важное. Одна из них даже предупредит человеческим голосом о том, что "хаос правит всем" - и будет права. Фильм прямо-таки пропитан духом нездорового буйства, сносящего на своем пути любые мыслимые преграды. Насилие здесь жестоко до крайности, сексуальные сцены (за исключением издевательски красиво снятой пенетрации в прологе) порнографичны и очень отталкивающи. Проработка человеческих характеров, столь тщательно выверяемая Триером в его предыдущих фильмах, в "Антихристе", напротив, сведена к минимуму: Он и Она являются скорее не людьми, а архетипами мужского и женского, занимающими центральное место на заявленной режиссером философской карте фильма. Вокруг них громоздятся другие символы, иногда вызывая улыбку своей наивностью, а иногда - вполне серьезное чувство тревожного ожидания. На дом, в котором селятся герои Дефо и Гейнсбур непрерывно осыпается дождь желудей. Из гнезда выпадает умирающий птенец. Над лесом раздается плач - не то ребенка, не то самого леса, предчувствующего неминуемый конец.
Глава вторая. "Воплощение"
На словах все вышеописанное может показаться клиническим бредом, однако при просмотре фильм, как ни странно, вызывает чувство не отторжения, а восхищения - прежде всего, благодаря тому, как выстроена его визуальная картинка. Сам режиссер признается, что съемки "Антихриста" давались ему очень легко. И правда: Триер в своем последнем фильме точно ребенок, играющий кубиками из киноцитат любимых авторов и классических приемов арт-хауса: съемка в замедленном режиме, варьирование цвета, врезки "посторонних" кадров, размытие деталей - и так далее. Кажется, что режиссер целенаправленно решил перевернуть наследие мирового авторского кино, дабы сбить с ног неискушенного зрителя его квинтэссенцией. А потому и беззастенчивое посвящение фильма Андрею Тарковскому (из-за которого, думается, Триер и был освистан в Каннах) выглядит в общем контексте вполне уместно.
Актерская игра в этом фильме также на высоте - как и всегда у Триера. Как бы банально это ни прозвучало, актеры не играют, а живут в своих ролях. Здесь особенно хотелось бы отметить даже не Уиллема Дефо, для которого роль Его - всего лишь еще один штрих к его богатой творческой карьере, а Шарлотту Гейнсбур, актрису менее известную, но очень характерную. У нее уже был опыт работы в фильме о тяготах супружеской жизни (мрачноватая псевдолинчевская драма "Лемминг"), и наверняка эта тема сильно затронула актрису, если она вновь решила ее коснуться.
Роль Шарлотты была очень сложной - актриса даже советовалась с матерью по поводу съемок некоторых эпизодов. И "Антихрист" принес ей Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. Как поговаривали злые языки - "за мужество", ибо провокационных сцен с ее участием в этом фильме предостаточно. Так это или нет - решать зрителю, хотя, на мой взгляд, ее игра в "Антихристе" и вправду не только определенно лучшая в послужном списке актрисы, но и живая профессиональная работа вообще.
Глава третья. "Против человечества"
Прелесть "Антихриста" проявляется, разумеется, не только в жестокости, красивой картинке и отличной актерской игре, но и в его многослойности. Ларс фон Триер, уверенно проторивший себе дорожку в жанре социальной драмы, соступил с нее в самую чащу темного-темного леса мистики, философии и всяческих символов, высовывающих свои мертвые головки из-под каждого куста. Если попытаться расшифровать все, помещенное режиссером в "Антихриста", то вскоре понимаешь, что трактовок у этого фильма бесчисленное множество. Тут тебе и библейские параллели, и вышеупомянутая триеровская тема обличения человеческой натуры, и, естественно, притча о противостоянии мужского и женского начал, порядка и хаоса, жизни и смерти, человека и природы. В финале режиссер намеренно обрывает борьбу этих противоположностей и как бы ставит вопрос о возможности дальнейшего существования в отсутствии такой борьбы. Мир становится черно-белым и погружается в туман немых призраков. Титры.
Если основной режиссерский посыл сводить к описанному выше, то выходит, что в карьере Триера-мизантропа "Антихрист" является наиболее знаковым произведением, а возможно, и лучшим.
Дело в том, что после своей шедевральной "Европы" режиссер принялся за систематическое высмеивание низости человеческих ценностей и нравов, в каждом из новых фильмов помещая своих героев в среду уничтожающего их общества. При желании, все его нападки можно было свести в сторону лишь отдельных социальных групп (как, например, в "американской дилогии" - американских же провинциалов), что ставило некоторый барьер между людьми по ту сторону экрана и зрителем, который не обязательно принимал высказанное Триером на свой счет. Однако "Антихрист" расставляет все по своим местам, подвергая остракизму человечество как класс. Ни "Танцующая в темноте", ни "Догвилль", ни даже "Рассекая волны" не вызывали такого чувства тотальной обреченности людей, как последний фильм Триера. А нечеловечески прекрасные пейзажи Эдема, в которых бродят Он и Она, лишь усугубляют это ощущение.
Глава четвертая. "Игра"
Несмотря на столь богатую философскую составляющую, которую режиссер подкидывает зрителю, порой кажется, что единственный смысл фильма - в отсутствии такового. И это - еще одно из правил игры, в которую играет Ларс фон Триер. "Антихрист" на самом деле - кино не столько вдумчиво-философское, сколько игра в него.
После просмотра "Антихриста" большинство разделилось на два чуть ли не враждующих лагеря. Одни обожают поразмыслить на затронутые Триером серьезные темы. Другие же навешивают на фильм ярлык "бред" и убеждены, что эта картина - всего лишь очередная провокация режиссера. А истина, как водится, где-то посередине. Триер действительно решил шокировать общественность "Антихристом" - и это у него удалось как никогда до этого. С другой стороны, шок - это лишь внешняя оболочка фильма. А под ней (в том, что можно назвать "бредом", но никак не бессмыслицей) скрывается глубоко личная картина, на которой режиссер впервые попытался запечатлеть все свои мысли - о мире, собственном взгляде на него, себе и своих кумирах - как они есть. Нам же остается лишь дивиться, с каким изяществом он это проделывает. Кажется, что Ларс фон Триер оживает, безжалостно уничтожая людей в "Антихристе" (да и вообще, в большинстве из других своих фильмов), что жизнь его определенно - в кино.
Отсюда вытекает почти автоматически: кино - игра.
Эпилог
А эпилога, как ни странно, нет. Да-да, несмотря на то, что история, рассказанная в фильме, приходит к своему логическому завершению, "Антихрист" оставляет у зрителя странное чувство незаконченности, открытости финала. Удивительное кино. Я поставлю ему 8 баллов - но чисто субъективно, потому что моим любимым триеровским фильмом является "Танцующая в темноте", который выглядит более цельным, нежели "Антихрист", и не таким мрачным. Но в целом, как я уже сказал, считаю, что этот фильм - лучшая работа режиссера после "Европы".
@темы:
мои обзоры,
кино,
пиршество для глаз,
абсолютный конец света,
против человечества,
арт,
арт-хаус,
шарлотта,
триер
Еще к ней хотелось добавить, что, возможно, Триер находился в творческих поисках, потому что его стиль Dogma уже принял размах массового и ему самому наскучил. И тогда он решил пересмотреть фильмы своих любимых классиков, и "Антихрист" стал не только посвящением им, но и некоторым подытоживанием для самого режиссера - того, "а как они бы это сняли". При всем этом, повторюсь, триеровский дух фильм сохранил и приумножил.
Используются некоторые приемы из "Зеркала" (из Тарковского я, увы, видел только "Сталкера", но поверь мне на слово, "Зеркало" здесь присутствует
вот это уже интересно ))
"Зеркало" очень хороший фильм, пожалуй, даже лучший ( сравниваю со "Сталкером", "Андреем Рублевым" и "Солярисом"), хотя и они,на мой взгляд, не сильно уступают "Зеркалу" =))
Да, и то,я говорю,что их посмотрела, хотя по-честному, посмотрев один раз фильм Тарковского, едва ли ты поймешь хотя бы половину )) Но даже мне кажется,что "Зеркало" чем-то от них отличается. Очень сильный фильм. Посмотри при возможности.
посмотрю.