A simple mind
1922 год, заря кинематографа. Кино в том виде, в котором мы его знаем сейчас, еще не сформировалось, но уже ломает свой статус балаганного зрелища. Кинематографисты изобретают все новые приемы работы с камерами, пленкой и освещением, развиваются актерские школы, изучаются техники режиссерского воздействия на зрителя (и на самих актеров). Кино не утратило еще своей мистической ауры запечатлевания и воспроизводства человеческих жизней, но совершенно точно стало доступным предметом для исследования. Звездчатая хламида мага, воссоздающего на глазах изумленной публики новую реальность, сменяется белым халатом ученого, с хирургической точностью пробующего резать по живому: так больно? А так?

1922 год, заря немецкого экспрессионизма, который, заменив гротескными декорациями и светотенью беззвучные эмоции и чувства персонажей с кинопленки, отразил в своем качестве, пожалуй, наиболее идеальную формулу немого кино. Знаменитый фильм "Носферату" Ф.В. Мурнау оказался не только видным представителем данного направления кинематографа, но и плодом того самого ученого безумия режиссера-демиурга, одержимого своей властью над экранными героями-марионетками. Так это следует из современного фильма "Тень вампира". Дело в том, что "Носферату" в силу своей почти вековой древности был и остается окружен множеством легенд, самая известная из которых заключалась в том, что Мурнау, стремясь достичь как можно больших глубин ужаса, снял в роли графа Орлока-Носферату-Дракулы настоящего вампира!

Режиссер мастерски размывает границы между кино и реальностью, между его кино и картиной самого Мурнау. Протагонист - сам Мурнау, к которому обращаются тут не иначе как по ученому званию "доктор" - оно как нельзя лучше характеризует его холодный персонаж, препарирующий реальность в видоискателе киноокамеры. Его звезда и, судя по всему, его же злополучное альтер-эго - декандентствующий вампир Орлок, фигура, несколько отличная от образа, созданного реальным Мурнау, но вполне вписывающаяся в концепцию "Тени вампира": тенью графа здесь оказывается сам режиссер, неотступно следующий за ним по пятам. В жертву величайшему киноэксперименту всех времен будет принесена половина съемочной группы, от оператора до продюсера, однако, вопреки словам, сказанным экранным Мурнау в финале, на этом история только начинается. Будут и Кубрик, и Триер, и многие другие. Киноэкран в руках исследователя - штука весьма опасная.

8/10.

@темы: мои обзоры, кино, история, абсолютный конец света