A simple mind
Почти полстолетия назад трое кинематографистов - Роже Вадим, Луи Маль и Федерико Феллини - объединились для того, чтобы отдать дань уважения классику готического рассказа Эдгару Аллану По, и сняли фильм-посвящение, "Histoires extraordinaires" или "Три шага в бреду". Фильм состоит из трех новелл-шагов, каждая из которых соответствует (в разной степени) одному рассказу писателя.
Итак, шаг первый, "Метценгерштейн", режиссер Роже Вадим. Уже с самой первой новеллы нам дают понять, что режиссерский взгляд на Эдгара По окажется авторским. "Метценгерштейн" - сугубо "рожевадимовское" творение - чувственное, романтичное и будто сошедшее со страниц журнала мод. Скучающая графиня Метценгерштейн, проводящая дни в гулянках и разврате, неожиданно оказывается не на шутку влюблена в собственного кузена, меланхолично фланирующего по округе на своем скакуне. Взаимностью тот не отвечает. И тогда начинается страшное... - частично почерпнутое у По, но взятое в ином контексте, с точки зрения женщины. В этой новелле главную героиню играет тогдашняя любовница режиссера Вадима - красавица Джейн Фонда - и это еще один повод увидеть новеллу - фильм с женщиной, в которую влюблен режиссер, всегда оказывается особенно чувственным и трогательным.
Совсем не "Здгар По", но, как и прочие творения Роже Вадима и Джейн Фонды обладает совершенно волшебной аурой. 8/10.
Шаг второй, "Вильям Вильсон", режиссер Луи Маль. История безумца, преследуемого в критические моменты жизни собственным двойником. Неторопливая, но очень напряженная новелла, которая достигает своей кульминации во время карточной партии, которую затевает Вильям Вильсон. Из всех трех она наиболее близка по духу жутковато-готической и чуть извращенной оригинальной истории Эдгара Аллана По. С другой стороны, может, поэтому, она и запоминается меньше остальных. Главная удача фильма - актер, играющий главного героя. Взгляд Алена Делона абсолютно безумен - и при том, герой его из породы тех сумасшедших, к которым в обществе не принято относиться с презрением. 8/10.
Шаг третий, "Тоби Дэммит", режиссер Федерико Феллини. Это адаптация рассказа "Не закладывай дьяволу своей головы", но очень вольная - от оригинальной истории взята буквально лишь стержневая идея. Действие перенесено в наши дни, а главный герой Тоби Дэммит - киноактер. Фамилия Дэммит говорящая, ее можно перевести с английского как "черт побери!" - и право, ругательство это оказывается вполне уместным - потому что где бы Дэммит ни появился, везде он сталкивается с Дьяволом.
Вообще, до "Тоби Дэммита" кажется что общий уровень киноальманаха задается двумя предыдущими новеллами - то бишь в результате должен выйти добротный среднестатистический "фильм-посвящение". От последней новеллы ждешь того же. Но увы. Феллини переигрывает и Вадима, и Маля вчистую. Более того, с высот "Тоби Дэммита" и "Вильям Вильсон" и "Метценгерштейн" кажутся легкими пустячками, "журналом" (опять на ум лезет навязчивое определение "альманах") перед настоящим произведением искусства. Фильм Феллини гениален от начала до конца. Будь то сюрреалистичный видеоряд - во время просмотра непрерывно держится чувство, что Рим, куда прилетел Дэммит - это жуткое чистилище, откуда путь только вниз и вниз. Или потрясающая игра Теренса Стэмпа. Почти наверняка многое для своего обдолбанного и цинично-холодного героя он позаимствовал у центрального персонажа "Фотоувеличения" Антониони, однако актерского дарования это никак не отменяет. Строго говоря, новелла рассказывает о классическом: трагедия актера, застрявшего между "игрой" и "реальностью". Но тем не менее, это один из вечных сюжетов, которые можно проигрывать бесконечно и всякий раз по-новому. 10/10.
Суммарная оценка: 9 из 10.
Постскриптум. Изначально было объявлено, что новеллы для фильма будут снимать Феллини, Бунюэль и Орсон Уэллс. Неизвестно, по каким причинам режиссерский состав оказался иным. Быть может, это было сделано, дабы избежать невольной конкуренции авторов. В случае же Феллини, Вадима и Маля сразу становится понятно, на чьей стороне перевес.
Итак, шаг первый, "Метценгерштейн", режиссер Роже Вадим. Уже с самой первой новеллы нам дают понять, что режиссерский взгляд на Эдгара По окажется авторским. "Метценгерштейн" - сугубо "рожевадимовское" творение - чувственное, романтичное и будто сошедшее со страниц журнала мод. Скучающая графиня Метценгерштейн, проводящая дни в гулянках и разврате, неожиданно оказывается не на шутку влюблена в собственного кузена, меланхолично фланирующего по округе на своем скакуне. Взаимностью тот не отвечает. И тогда начинается страшное... - частично почерпнутое у По, но взятое в ином контексте, с точки зрения женщины. В этой новелле главную героиню играет тогдашняя любовница режиссера Вадима - красавица Джейн Фонда - и это еще один повод увидеть новеллу - фильм с женщиной, в которую влюблен режиссер, всегда оказывается особенно чувственным и трогательным.
Совсем не "Здгар По", но, как и прочие творения Роже Вадима и Джейн Фонды обладает совершенно волшебной аурой. 8/10.
Шаг второй, "Вильям Вильсон", режиссер Луи Маль. История безумца, преследуемого в критические моменты жизни собственным двойником. Неторопливая, но очень напряженная новелла, которая достигает своей кульминации во время карточной партии, которую затевает Вильям Вильсон. Из всех трех она наиболее близка по духу жутковато-готической и чуть извращенной оригинальной истории Эдгара Аллана По. С другой стороны, может, поэтому, она и запоминается меньше остальных. Главная удача фильма - актер, играющий главного героя. Взгляд Алена Делона абсолютно безумен - и при том, герой его из породы тех сумасшедших, к которым в обществе не принято относиться с презрением. 8/10.
Шаг третий, "Тоби Дэммит", режиссер Федерико Феллини. Это адаптация рассказа "Не закладывай дьяволу своей головы", но очень вольная - от оригинальной истории взята буквально лишь стержневая идея. Действие перенесено в наши дни, а главный герой Тоби Дэммит - киноактер. Фамилия Дэммит говорящая, ее можно перевести с английского как "черт побери!" - и право, ругательство это оказывается вполне уместным - потому что где бы Дэммит ни появился, везде он сталкивается с Дьяволом.
Вообще, до "Тоби Дэммита" кажется что общий уровень киноальманаха задается двумя предыдущими новеллами - то бишь в результате должен выйти добротный среднестатистический "фильм-посвящение". От последней новеллы ждешь того же. Но увы. Феллини переигрывает и Вадима, и Маля вчистую. Более того, с высот "Тоби Дэммита" и "Вильям Вильсон" и "Метценгерштейн" кажутся легкими пустячками, "журналом" (опять на ум лезет навязчивое определение "альманах") перед настоящим произведением искусства. Фильм Феллини гениален от начала до конца. Будь то сюрреалистичный видеоряд - во время просмотра непрерывно держится чувство, что Рим, куда прилетел Дэммит - это жуткое чистилище, откуда путь только вниз и вниз. Или потрясающая игра Теренса Стэмпа. Почти наверняка многое для своего обдолбанного и цинично-холодного героя он позаимствовал у центрального персонажа "Фотоувеличения" Антониони, однако актерского дарования это никак не отменяет. Строго говоря, новелла рассказывает о классическом: трагедия актера, застрявшего между "игрой" и "реальностью". Но тем не менее, это один из вечных сюжетов, которые можно проигрывать бесконечно и всякий раз по-новому. 10/10.
Суммарная оценка: 9 из 10.
Постскриптум. Изначально было объявлено, что новеллы для фильма будут снимать Феллини, Бунюэль и Орсон Уэллс. Неизвестно, по каким причинам режиссерский состав оказался иным. Быть может, это было сделано, дабы избежать невольной конкуренции авторов. В случае же Феллини, Вадима и Маля сразу становится понятно, на чьей стороне перевес.
но мне больше понравилась первая.