A simple mind
Дымящиеся руины городов, отравленные дожди, рассыпающиеся в прах деревья… Мир впал в очередную немилость перед высшими силами, за что и был разрушен. Все живое умерло. Остались только люди, одни из которых занимаются охотой на себе подобных, в другие просто плетутся по дорогам неизвестно куда. Среди последних — одни из многих — две фигурки, отец и сын.

«Дорога» выгодно отличается от жанровых постапокалиптических кинополотен. Да, Америка в очередной раз лежит в руинах, но здесь нет ни супергероев с навороченными «пушками», ни суперзлодеев. Спасаются по одиночке, иногда — семьями (если те еще остались). Чужих не жалуют. И никаких объяснений произошедшему, будь то научный эксперимент или Третья Мировая. У главного героя с собой револьвер с двумя пулями, которые он сохранил для себя и сына. Очень скоро из пуль останется только одна. Все мрачно, грустно, и не по-детски серьезно.

Для главного героя, которого играет Вигго Мортенсен (экс-Арагорн из «Властелина Колец», а ныне ведущий актер Дэвида Кроненберга), ребенок — не просто родная кровинушка. Он — связь с прошлым, временем, когда была жива его супруга, люди еще были людьми, а над головами светило солнце. В какой-то момент в «Дороге» проскальзывает, что сын для него — это Бог. Наилучшее олицетворение веры во все человеческое посреди адского вертепа грешлиников. То ли перед нами библейская притча, то ли драма отцовства, хотя на самом деле и то, и другое вместе. Стоит сказать, что Мортенсен сам отец-одиночка, и для него фильм этот — наверняка большее, чем просто очередная работа (тем более, что снимается этот актер не так уж часто). По крайней мере, если судить по взгляду, которым светится из-под обросшей бороды грязное лицо актера. «Дорога» для него — жизнь.
Строго говоря, на колею «Дороги» брошен довольно внушительный актерский состав. В роли жены, канувшей в бездну минувшего, — Шарлиз Терон. На эпизодических ролях странников постапокалиптического мира — Гай Пирс и Роберт Дювалл. Однако они тут больше для фона. Громадную махину фильма на себе целиком вытягивает Мортенсен, «Дорога» — лучшая роль в его кинокарьере.

Собственно, на этом уже можно было бы закончить. Но нет. Одни из лучших моментов этой картины — это когда посреди обнищавшего мира, скрываясь от оголодавших каннибалов, герой Мортенсена с сыном накрывают обеденный стол и распечатывают покрытую паутиной баночку кока-колы. Здесь драма становления Человека исподволь заслоняется какой-то двойная иронией, напоминающей нам об обществе потребления, которое, оказывается, не только не изжило себя, но и продолжает пировать на собственных останках, с гордостью повторяя, что несет «огонь внутри». Потом горькая усмешка вновь уступает драме с неожиданно (на контрасте с остальной картиной) жизнеутверждающей концовкой, которая вписывается, впрочем, в рамки как библейской истории о становлении времен Нового завета, так и пресловутого американского пафоса. Человечность восторжествовала.

10 из 10

@темы: мои обзоры, кино, сатира, абсолютный конец света, весь мир - театр, грустное