A simple mind
В 2001 году культовый голливудский сказочник и визионер Гильермо дель Торо, режиссер "Мутантов", "Блэйда-2", "Хэллбоев", "Лабиринта Фавна" снял уникальный фильм, драму малобюджетную и почти артхаусную - "Хребет дьявола". Фильм этот остался абсолютно незамеченным в прокате (в России он был выпущен лишь шесть лет спустя) - но, тем не менее, оказался, пожалуй, лучшим из всех, снятых дель Торо до сегодняшнего момента.

Маленький мальчик Карлос попадает в сиротский приют. В Испании бушует Гражданская война, однако здесь она почти что отсутствует. Приют затерян посреди выжженной солнцем пустыни; до ближайшего города отсюда около дня пути, и люди "со стороны" появляются тут нечасто - только разве для того, чтобы сдать хозяевам детей на попечение. Единственным напоминанием о войне служит авиационная бомба, вонзившаяся в центр площади посреди приюта, но так и не разорвавшаяся. Внутри ее, кажется, что-то тикает. На хвосте трепещут под слабым ветерком разноцветные ленточки...

"Хребет дьявола" - это фильм-настроение. Несмотря на то, что фильм преподносится под жанром триллера - по приюту ночами разгуливает детский призрак, из головы которого курится тоненькой дымной струйкой кровь, - пугающих моментов тут раз-два и обчелся, да и те оказываются клише. Куда важнее страха для дель Торо здесь оказывается другое чувство - чувство грустного одиночества, смешанного с ностальгией. "Что такое призрак?" - вопрошает закадровый голос в начале и конце фильма, - "Трагедия, обреченная время от времени повторяться?" "Хребет дьявола" - это маленькая человеческая трагедия, одна из миллионов, случающихся во время войны. Старик-доктор, опрокидывающий в себя настойку от импотенции, его одноногая жена, ее любовник Хасинто, мечтающий украсть золото, которое прячут хозяева приюта, его невеста, как и он, желающая покинуть стены приюта. Но все они обречены из-за войны томиться здесь, - и ответ - "что же такое призрак?" - высказывается уже в первой половине фильма одним из героев: "Возможно, все мы - призраки". Звучит это как приговор.

"Хребет дьявола" - кино поначалу довольно неторопливое. Под печальную музыку Хавьера Наваретте дельторовский оператор Гильермо Наварро делает странные, порой сюрреалистичные зарисовки, словно вышедшие с полотен художников (одна из составляющих фирменного авторского стиля дель Торо): вот пустынный пейзаж с торчащим у дороги автомобильным остовом, вот белеющие в полутьме стройные ряды фарфоровых чашек на столе, вот застывший в оконном проеме силуэт старого доктора, вот заспиртованные тела младенцев в банках... вот в желтоватой водяной толще другое тело, человека уже сформировавшегося, - вода лениво шевелит волосы на его голове, открывая чудовищный шрам... В финале визуальные образы перемешаются, взрываясь отчаянной болью людей, выброшенных из времени. И - неожиданной тоской по прошлому и детству. Не случайно режиссер Гильермо дель Торо посвящает этот фильм собственным родителям.

Ближе всего "Хребет дьявола" стоит к красочному и жестокому "Лабиринту Фавна", действие которого происходит также в Испании, уже ближе к концу Второй мировой войны. Как признался дель Торо на каннской премьере "Лабиринта Фавна", оба этих фильма, рассказывающих о войне и детях, которые живут в ее круговерти, вполне способны стать частью трилогии. Заключительный фильм, "3993", должен был выйти в 2009 году, но после "Лабиринта Фавна" режиссер неожиданно проснулся знаменитым, вернулся к "Хэллбою", сел в режиссерское кресло "Хоббита" (откуда, впрочем, ушел спустя год по вине производящей компании) и понабрал множество других проектов, под грудой которых "3993" как-то затерялся. И жаль. Буквально из всех фильмов Гильермо дель Торо хлещет неуемная фееричная фантазия создателя, конца которой предвидеть невозможно. Однако, сравнительно немногие из них обладают душой. "Хребет дьявола" - как раз из таких. 8,5 из 10.



@темы: мои обзоры, кино, война, гильермо дель торо, кусочек детства