"Район №9" - это дебют в полном метре режиссера Нила Бломкампа. Дебют, надо признать, удачный и пророчащий его автору покорение Голливудских холмов семимильными шагами - так же, как и в свое время Питеру Джексону, который после трешовых комедий и артхаусных драм неожиданно разродился "Властелином Колец". Именно Питер Джексон (хотя кто этого еще не знает?) стал продюсером данной киноленты, увидев в свое время короткометражку Бломкампа "Выжить в Йобурге", по мотивам которой и был поставлен "Район №9".
читать дальше
Нынче, кстати, охота за режиссерами "короткого метра" только усилилась - можно вспомнить хотя бы "Девятый" Шейна Эккера, попавший в руки Тимуру Бекмамбетову и Тиму Бертону. Большого гонорара новичок не запросит, а его "дипломная работа" - вот она. Бери и адаптируй для массового зрителя. Причем, если Эккер в "9" углубился в экшн-составляющую, то Бломкамп решил заняться в своем фильме тем, что именуется "пища для ума".
Инопланетяне вот уже двадцать лет живут в пригороде Йоханнесбурга, копаются в мусоре, спорят из-за кошачьих консервов и, в общем, ничем не отличаются от обычных бомжей. Интеллект ниже среднего. За такими, понятно, нужен глаз да глаз и люди - конечно, с самыми благими намерениями - устроили для них особую резервацию ("Район №9"), а к моменту действия фильма собрались переселять их немного дальше от города - в так называемый "Район №10". Этим и занимается специальная комиссия во главе с мелким чиновником Викусом, ради такого случая повышенного. Роли меняются местами: Викус вляпывается в инопланетное ДНК, а продвинутые в интеллектуальном отношении люди оказываются не только не лучше этих самых инопланетян, но и гораздо, гораздо хуже. Здесь и наступает главный прокол фильма.
"Район №9" пытается обернуться социальной сатирой, но ей не хватает серьезности: режиссер не спешит углубляться в детали. Ему вполне хватает внешнего лоска: сатира - она и есть сатира. Все люди в его фильме выступают прозрачно поголовными ублюдками, и даже то, что под конец главный герой решает вернуться на помощь своему внеземному товарищу, показано так, будто делает он это не по собственной воле, а его "торкнуло" расползающимися по телу инопланетными генами. Сочувствия нет ни к кому - ни к Викусу (его, кстати, вполне неплохо сыграл Шарлто Коупли, продюсер "Выжить в Йобурге" и друг режиссера), ни к инопланетянам. Мучения последних вызывают исключительно шок и отвращение к человеческой расе, чего, видимо, Бломкамп и добивался. Идея хорошая, да вот только с реализацией режиссер опоздал: Джордж Ромеро до сих пор печет все новые серии своей саги о "мертвецах", и ничего нового в подобном "социальном" подходе к замыслу картины, увы, не наблюдается. У Нила Бломкампа перед Ромеро, есть, правда, преимущество: направлять человеческую агрессию на инопланетян пока никто от кинорежиссеров не догадался.
В остальном же фильм получился вполне оригинальным, и то, что свой скромный тридцатимиллионный бюджет он уже окупил в прокате несколько раз - заслуга не столько рекламной кампании ("Обитаемый остров", напомним, успешно провалился), сколько нестандартному подходу режиссера-новичка. Поэтому его стоит посмотреть как минимум раз. Пересматривать - ориентируясь на собственные вкусы. Лично для меня фильм тянет на шесть-семь баллов, не более того.
Финал "Района №9", кстати, намеренно сделали открытым. А также оставили "за кадром" несколько загадок, призванных подстегнуть воображение. Надо полагать, за таким успешным фильмом обязательно последует продолжение: в Америке слишком многое приходится пережевывать за кинозрителя. Так что выход "Района №10", пожалуй, лишь вопрос времени. Очень может быть, что как раз тех самых трех лет, по истечении которых инопланетянин обещал вернуться.