Бункер / Der Untergang.
Как сказано на обложке диска, этот фильм о последних 10 днях Гитлера. Начинается (если опустить предисловие) его действие в сорок втором, когда фюрер принимает к себе на работу новую машинистку. Он мягок, по-отечески добр, треплет любимую собаку.
Проходит три года. Адольф Гитлер становится сущей развалиной, его империя трещит по швам, Берлин содрогается от разрывов бомб. На дворе 20 апреля 1945 года.

Примерно первые полчаса фильма кажется, что наблюдаешь на экране некий капустник. Бруно Ганц, играющий Гитлера, подчеркнуто трясет перед камерой своей рукой, изображая нервный тик. Александра Мария Лара, играющая Траудль Юнге, ту самую машинистку, картинно выкатывает свои большие красивые глаза. Все как-то отрывочно и малоубедительно, и выглядит где-то на уровне карикатуры.
Однако, стоит людям спуститься в бункер, как все становится на свои места. Ярче обрисовываются человеческие линии, обозначенные в начале фильма. Появляется напряжение, с которым понимаешь, что маленькое замкнутое пространство, в котором очутились высшие чины нацистской Германии - это корабль идиотов, в днище которого зияют большие пробоины. Карикатурность обращается подлинным безумием, пляской вокруг пока еще живого трупа. К счастью, Юнге удается спастись оттуда живой - но одной из последних.

Этот фильм лишает Адольфа Гитлера той магии, которая увлекала за ним толпы фанатиков. Здесь можно усмотреть деление на черное и белое - притом, что белого здесь фактически нет: Хиршбигель на протяжении более чем двух часов рисует картину полного умопомешательства. И это оправдано, потому что ужас Второй Мировой проистекал как раз вот от таких людей. Которые, когда уже все было кончено и идеалы пали, оправдывались тем, что "их выбрал народ - вот пусть он и расхлебывает".