Совершенно ясно, что у режиссера Кончаловского какое-то свое, особенное видение мира. С которым не снимешь ни детский, ни взрослый фильм. Во всяком случае, так кажется после просмотра "Щелкунчика".
В Голливуде уже давно принято снимать детские фильмы и мультфильмы по определенным лекалам. Так, чтобы на сеансе было интересно и детям, и взрослым. В то время как первые весело бросаются попкорном и вопят, пока экранные герои разделываются с очередным злодеем, вторые считывают серьезный подтекст. Попытался что-то подобное сотворить и Кончаловский, вольным взмахом руки соединивший традиционную рождественскую сказку с мрачными реалиями - внимание! - Германии начала двадцатого столетия. Результатом многолетних режиссерских трудов стала какая-то невообразимая фантасмагория.

Представьте себе монолитные декорации имперского города, отсылающие зрителя то ли к "Звездным войнам", то ли к "Метрополису". В них, этих декорациях, на фоне дымов от пожарищ, мультяшно преодолевая пространство гигантскими скачками, мечутся немультяшные герои. Где-то за кадром мелькает доктор Фрейд. Высоцкая, лицом деревяннее самого Щелкунчика, командует хороводом игрушек. Хороводом, в котором одних игрушек "играет" компьютерная графика, а других - люди, причем последние похожи на выходцев с детского утренника. Вообще, на утренник смахивает фильм в целом - настолько несерьезно он выглядит. На утренник плохой, ибо только на плохом утреннике могут звучать такие бездарные песни. Алексей Кортнев уже испортил своим "адаптированным" переводом "Кошмар перед Рождеством". Постарался он и здесь. Впрочем, упрекнуть его одного трудно: и в своей обычной речи герои изъясняются как современные подростки - разве что мата не хватает. Ни о какой аутентичности речи не идет. Спасибо хоть, Чайковский остался при деле. На его музыку, кстати, и положены песни.

При этом откровенным провалом фильм назвать не получается. Это обычная третьесортная сказка-фэнтези, которая значительно хуже диснеевского продукта - однако время скоротать за ней можно; над зрительскими нервами режиссер не издевается. И все же не покидает ощущение, что сконцентрируйся режиссер "Щелкунчика" на одной из двух историй фильма, получилось бы значительно лучше. Классическая готическо-романтическая сказка о заколдованном принце и его возлюбленной. Антиутопия, в которой нацисты сжигают вместо книг детские игрушки. Порознь - пожалуйста. А вместе не хватило ни того, ни другого.

4/10.