Выдержки из "Советского энциклопедического словаря" 1983 года:
Цинизм (от греч. kynismos - учение киников), нигилистическое отношение к человеческой культуре и общепринятым правилам нравственности; см. также Аморализм.
Аморализм (имморализм), отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным принципам.
Нигилизм (от лат. nihil - ничто), отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития...
Вот еще, из яндексовского "Словаря по общественным наукам":
Цинизм - выраженное в форме издевательского глумления нигилистическое отношение к достояниям общечеловеческой культуры:
- к морали;
- к идее достоинства человека;
- к официальным догмам господствующей идеологии и др.
лат.Cynismus - цинизм + греч.Kynismos - учение киников
Почти то же самое, только добавляется слово "издевательский". Добавление такое справедливо, ибо те, кому упорно нужно доказать свое звание "циников", ничем, как я погляжу сейчас, кроме желания поиздеваться не руководствуются.
Сейчас модно показывать, что ты ко всему относишься с сомнением. Модно принижать значение вещей. Модно прятать свои чувства под маской иронии. Вот, наверное, ключевой момент здесь: прятать свои чувства. Человек боится обнаружить свою слабость перед чем-либо. Ему не нужно познавать окружающий мир (ибо это как раз проявление слабости: попытка войти в контакт с чем-либо, поддавшись его влиянию), гораздо проще оклеветать его. Весь мир - дерьмо. Люди - дерьмо. Это, кстати, прикрытое заявление того, что он считает дерьмом и себя. Как вариант: люди - животные, которые потакают своему животному началу (истинная подоплека опухоли, с торжеством вскрываемой "циниками"). Или, напротив, люди отдалились от природы и планомерно уродуют ее ради удовлетворения себя. Последнее - мои слова, от которых я не открещиваюсь, но и не делаю их смыслом жизни.
У меня был как-то спор на просторах Интернета с человеком, который ратовал за устранение из обихода речевых оборотов, навязанных людям обществом, как ложных. Например, таких как "душа". Грубо говоря, он провозглашал индивидуальную свободу личности, которая наследовала вместе с ней, свободой, исключительную физиологичность реакций. Душа - выдумка Церкви. Мораль и совесть - выдумка Государства. Человек, соответственно, - животное, каковым и должен оставаться. Само собой, каждый остался при своем мнении; после того, как я случайно обронил в своих аргументациях ту самую злосчастную "душу", то понял, что ритор из меня неважный. Иногда цинизм становится частью словесной философии. Тоже модно.
Не следует забывать о неполноценности. Тут проявляется следующий тип циника, вернее, "циника", в кавычках (различие будет пояснено далее). Каждый из нас в большей или меньшей степени индивид, который уже на подсознательном уровне выделяет себя из окружения, в которое помещен. Когда такой человек чувствует свою несостоятельность в мире, первое его побуждение - сорвать свои злобу и неполноценность на окружающем мире. И тут как нельзя кстати толкается под руку камень в форме учения киников. Пренебречь общественными ценностями ради ценностей собственных - формула чрезвычайно заманчивая. Правда, даже при ее расплывчатости понятно, что цинизм киников и его современная версия имеют между собой мало чего общего. Нынче сохраняется только первая ее половина - та, в которой говорится о "пренебрежении" (поскольку нынче понятно, что планомерно отрицая общество, в котором мы живем, мы отрицаем и самих себя). Идиотская аксиома - "поступай так, как хочешь, чтобы к тебе относились другие" - работает, как часы: мы пренебрегаем миром, а мир, в котором, как ни странно, живет кто-то еще, кроме нас, выплескивает негатив нам в лицо. Вначале он грязен только на словах, потом чернота проступает наяву - в лицах, событиях. "Циники" такого рода предпочитают жить исключительно отрицательной сутью всего, которая, в конце концов оборачивается к ним лицом. Тогда становится ясно, что спастись от безнадеги для человека возможно только во снах, в мечтах, - словом, закрыв глаза. Наяву он живет в мире, полном тварей.
Самое печальное, что люди не задумываются над тем, о чем говорят. Для них фразы о низменности мира, ценностей, догм остаются словами, заполняющими пустоту. Как и прочее человеческое стадо, они живут в городах, ходят на работу, учебу, выборы. Что же это тогда за нигилизм, когда человек говорит одно, а сам делает другое? Если тебе не нравится вариться в одном пищеварительном тракте с другими - у тебя есть выбор. Пошли их
Есть, конечно, еще такая вещь как троллинг, но здесь речь ведется о более адекватных личностях, которые как минимум, говорят или думают, что говорят "по делу".
Ницше был великим человеком в том плане, что сумел создать портрет совершенного нигилиста. Оным же можно представить единственный настоящий тип циника. То не человек, то (ха-ха) философ-буддист, полностью отрешившийся от всего мирского. Однако ни нигилистического мира, ни светлого будущего, населенного "сверхчеловеками", Ницше так и не дождался, скончавшись от психического расстройства. Не дождались его и мы. Люди - странные существа. Они называют себя "реалистами", поносят низменность окружающего мира, но стоит им оказаться дома со своими близкими, так они сразу же преображаются в заботливых и стерильных (чтобы не сказать стерилизованных) овечек, для которых нет ничего важнее, чем поддержка тех, кого они так презирают. Ради важных тебе людей можно сделать и допущение. А цинизм - это не сиюминутное веяние и не средство бегства от реальности. Это философия, которая не терпит каких-либо отклонений от курса.
Как я уже сказал, приступы поношения всего сущего не чужды и мне. Однако, их содержание для меня не аргумент в спорах, не шутка юмора, не средство заткнуть оппонента ("а стоит ли говорить об этом?" "а есть ли вообще в чем-нибудь смысл?"), не ширма, которой что-то хочется скрыть. Не истинный цинизм, потому что приступы эти проходят; пожалуй, та самая неполноценность, чувство разочарования в окружающих, несовпадения их мироощущения с моим собственным.
Цинизм, как идея, обличающая существование. Я не утверждаю, что она ложная; напротив, все, что утверждают циники и просто "циники" - безусловнейшая истина. Мир и в самом деле жесток, порочен и грязен. Важное достоинство этой философии - это ее направленность против ложных общественных ценностей. Однако, общества меняются, а с этим одни ценности подменяются другими. Мы же принимаем новые ценности или остаемся вместе со старыми, но никогда - с пустыми руками. Человек - животное общественное. Отсюда ясно, что знать о низменности мира важно, но при этом порицать его, пока ты в нем живешь, бессмысленно, - это банальное разливание водой по ровному месту. Исключить же себя полностью из социума возможно, если только возвыситься над ним, но тех, кому это удается, обычно сбрасывают. Хотя попытаться можно. Так что "сапоги" цинизма с философской точки зрения впору лишь вышеупомянутым радикальным анархистам и буддистам. Это первое.
И второе. Чрезвычайно важное место в позиции "циников" отводится принижению людей, поскольку они все без исключения обезображены общественной жизнью. Сам "циник", конечно, никогда не скажет, что он принижает человека: т.к. негативных понятий для него как бы нет. Но любые психические надстройки, которые, собственно, и поднимают человека от животного к тому, кем он является, "циник" отвергает; так что будем все-таки говорить о принижении человека. Однако он не понимает одной простой вещи. Что каждый человек в самой своей сути все равно остается ценен как личность. В большей, меньшей ли степени. Если он не вырос в лесу, это еще не значит, что общество его зазомбирует. У него будут и какие-то свои чувства, и мысли, и душевные устремления, которые глупо исключать только потому, что ты мыслишь иначе. (Смотрите: мы опять возвращаемся к позициям цинизма, только отрицательное "ни в чем нет смысла" заменяется на положительное "смысл есть во всем"). Говорить об истинности какого-либо рода "реальности" тут уже в принципе неправильно, поскольку каждый создает себе собственный мир определенных масштабов. Кто-то вылепляет из дерьма конфетку, а у кого-то выходит конфетное дерьмо. От занятий такой скульптурой страдают, очевидно, только последние. Иначе бы они не кричали о своих проблемах так громко.