Классическая история о том, как дети лишаются своих родителей и, поддерживая друг друга, справляются с постигщей их утратой и самостоятельно встают на ноги в окружающем их жестоком мире, могла бы быть рассказана на Западе, но только не в мрачной Европе. Британский писатель Иэн Макьюэн, а следом и режиссер Эндрю Биркин создали принципиально обратную вариацию этого сюжета. Их "Цементный сад" больше напоминает дорогу к медленному саморазрушению: разлагающийся труп матери в подвале, забитая грязной посудой раковина на кухне, брат и сестра, обреченно занимающиеся любовью, и подражающие им младший брат со своим школьным приятелем. Более удачную коллекцию психозов вряд ли можно было собрать на одном экране.

Главный вопрос, который оставляет "Цементный сад": для чего? Начинается фильм как классическая "чернуха". Заканчивается, в принципе, ею же, только на чуть более высокой ноте. Между всем этим имеются едва заметные проблески какой-то светлой романтики, оживляется сюжет в лице появления в доме постороннего (который не то на самом деле любит старшую сестру Джули, не то просто желает завладеть землей под домом), появляется книга в духе "Звездных войн", которую читает главный герой, выволакиваются на свет любопытные вещи, которые в обществе принято считать психическими отклонениями. Вот, пожалуй, и все.

Позже на этой почве взошел еще один роман и следом экранизация - "Страна приливов". Напомню, что действие "Страны" было сосредоточено на девочке, которая лишилась своих родителей и в своих играх вновь и вновь возвращалась к их образам, пытаясь воспроизвести для себя потерянную семью. Однако, даже если выбросить из "Страны приливов" присущие ей более глубокие психологию и символизм, а также красивую картинку, она все равно оказывается на голову выше своего предшественника, ибо какая-никакая философия в ней сохраняется. "Цементный сад" же глух как пробка: главный символ фильма - сковывающий все и вся цемент - похоже, распространяется и на все остальное в нем. Никакой другой идеи, кроме желания шокировать зрителя, в нем нет. Все проблемы, как известно, исходят из прошлого, но нет здесь и этого. И это не традиционная европейская тяга к недосказанности - похоже, что на самом деле для авторов картины важно только следствие, но никак не причина. Удивительно, что именно "Цементный сад" получил такую высокую награду, как "Серебряного медведя" на Берлинском кинофестивале 1993 года. "Проблемное" кино подобного толка снимается в любой стране по нескольку десятков фильмов в год.

Итак, кому же стоит смотреть этот фильм? В первую очередь, любителям "чернухи", которая выливается в "Цементном саду" чуть ли не в трэш. Во-вторых, поклонникам очень хорошей киноактрисы Шарлотты Генсбур, которая играет здесь роль старшей сестры в семье, на вид самой благоразумной, но на деле также лишенной почвы под ногами после смерти родителей. Не самая лучшая ее работа, но вполне достойная. Остальным лучше воздержаться.



6 из 10.